Для получения высококвалифицированной медицинской помощи, вы можете обратиться в наш медицинский центр "Mediland" в городе Киев, где работают большинство врачей МЦ "Сигма" с 2014 года.

Фибромиома матки

Диагностика миомы матки

На ранних стадиях формирования опухоли ее клиническая диагностика не всегда возможна. Очень важны данные бимануального ручного исследования для получения представления о форме, размерах и локализации опухоли.

С целью уточнения диагноза выполняют дополнительные исследования: ультразвуковые, эндоскопические, рентгенологические. Из эндоскопических исследований наиболее часто используют: гистеро-, кольпо-, цервико-, лапаро- и кульдоскопию. Одновременно оценивают состояние эндометрия и яичников, дифференцируют миому с опухолями придатков матки, забирают материал для цитологической и гистологической верификации диагноза. При постановке диагноза и оценке эффективности лечения важно учитывать дни менструального цикла, осмотры и УЗ-сканирование проводить в динамике, в одни и те же дни цикла.

По данным ультразвукового сканирования можно достаточно точно установить локализацию, размеры, состояние миоматозных узлов, чтобы определить тактику ведения больных и объем оперативного лечения женщин репродуктивного возраста.

Общий диагностический алгоритм обследования больной :

• выделение групп риска развития миомы;
  • ранняя диагностика по УЗИ;
  • определение патогенетических факторов миомы на основании обследования больной с целью выявления урогенитальных инфекций, оценки состояния иммунной системы и нейроэндокринно-метаболического статуса, онкоцитологических исследований и обнаружения онкомаркеров (СА-125, РЕА, НЕ4, и др.);
  • ультразвуковое сканирование необходимо проводить женщинам моложе 30 лет из группы риска и всем женщинам старше 30 лет один раз в год с целью раннего выявления «молодых» миом — как более перспективных для консервативного лечения.

Наиболее современным стандартом обследования опухолевидных образований малого таза, предметно - миомы матки, является магнитно-резонасная томография. Это высокоточный метод диагностики, который позволяет четко дифференцировать локализацию узла, дефформацию полости матки, соотношение и размещение миомы относительно близлежащих органов, систему кровоснабжения, что позволяет выбрать оптимальную тактику лечения в отношении конкретной пациентки.

Лапароскопия

В современной медицине лапароскопия по праву занимает одно из ведущих мест как диагностический   метод, позволяющий провести дифференциальную диагностику и определить дальнейшую тактику лечения больных, так и метод хирургического лечения, позволяющий выполнить реконструктивные операции с сохранением репродуктивной функции женщин.

В настоящее время выделяют следующие виды оперативного лечения:

• лапароскопическая миомэктомия;
  • гистероскопическая миомэктомия;
  • лапаротомия с миомэктомией; гистерэктомия;
  • эмболизация маточных артерий.

Показаниями к хирургическому лечению миомы матки являются:

• размер матки, превышающий характерный для 12 недель беременности;
  • маточные кровотечения, сопровождающиеся хронической гипохромной анемией;
  • острое нарушение питания миомы (перекрут ножки субсерозного узла, некроз опухоли);
  • абдоминальные и тазовые боли или давление;
  • быстрый рост опухоли — две и более недель беременности за 6 месяцев;
  • сочетание миомы с рецидивирующей или атипической гиперплазией эндометрия, опухолью яичников;
  • нерегрессирующая и растущая миома матки в постменопаузальном возрасте;
  • наличие миоматозного узла в области трубного угла матки, который является причиной бесплодия в отсутствие других причин;
  • привычные выкидыши в отсутствие других причин;
  • сдавление соседних органов — мочеточников, мочевого пузыря, кишечника;
  • шеечная и шеечно-перешеечная локализация.

Оперативное лечение миомы и последствия

Лечение миомы матки является достаточно непростой проблемой: во-первых, матка остается органом-мишенью для различных гормонов, ее удаление приводит к эндокринным перестройкам, что может повлечь за собой развитие нейровегетативных расстройств и новообразований; во-вторых, помимо эндокринных нарушений, хирургической травмы и наркоза женщина подвергается психологической травме. Лишившись матки или, подразумевая такой исход, она начинает чувствовать себя неполноценной, может потерять семью, у нее изменяется представление о качестве жизни, что может быть тяжелее самой болезни; в-третьих, существуют исследования, доказывающие важную роль матки как источника медиаторов, участвующих в свертывании крови.

Возможность консервативной терапии

По мнению большинства авторов, показаниями к проведению консервативной терапии являются:

• молодой возраст пациентки, репродуктивный и пременопаузальный;
  • небольшие размеры миоматозно измененной матки — до 10-12 недель беременности;
  • размер миоматозных узлов до 2 см в диаметре;
  • межмышечное расположение миоматозных узлов;
  • относительно медленный рост миомы;
  • отсутствие деформации полости матки, то есть центрипетального роста и подслизистой локализации;
  • отсутствие противопоказаний к применению препаратов.

Лечение заключается в нормализации системных нарушений, характерных для больных с миомой матки: хроническая анемия, воспалительные процессы матки и придатков, нарушение кровенаполнения органов малого таза с преобладанием венозного застоя и снижением артериального кровоснабжения, нарушение функционального состояния нервной системы и вегетативного равновесия.

К методам коррекции системных нарушений относятся следующие:

• соблюдение здорового образа жизни (нормализация сна, рациональное питание, физическая активность, отказ от вредных привычек, контроль за массой тела);
  • нормализация половой жизни; периодический прием витаминов и микроэлементов в зимне-весенний период;
  • лечение анемии, волемических и метаболических нарушений;
  • нейротропное воздействие, если пациенты проявляют черты дисгармоничной личности.